Как составить бизнес-план?
Известно, что форм бизнес-планов существует множество. Основные их отличия зависят от направленности бизнеса, т.е. от сферы деятельности, это может быть производство товаров и услуг либо работ. Также отличия могут зависеть от предприятия в целом – новое производство или уже действующее.
Однако, вне зависимости от вышеперечисленных факторов, структуру любого бизнес-плана можно примерно свести к следующему виду:
- Резюме или можно сказать бизнес-концепция. В этом разделе следует кратко, сжато, лаконично отразить информацию о планируемом бизнесе, перечислить цели, которые ставит перед собой предприниматель. Резюме должно быть максимально сокращенным вариантом всего бизнес-плана.
Таким образом, резюме, может использоваться, отдельно от бизнес-плана в рекламных целях.
Собственно от качественно подготовленного резюме зависит, будет ли прочтен Ваш бизнес-план потенциальным инвестором. Банки, как потенциальные инвесторы, не намерены тратить время на изучение всего бизнес-плана, если их предварительно не заинтересовать в своем проекте.
В моем примере бизнес-плана этот раздел носит название «Вводная часть».
- Ситуация на рынке или в моем случае «Анализ положения дел в отрасли». В этом разделе сообщается краткая информация о фирме, а также:
- Что повлияло на появление идеи бизнеса;
- Какие проблемы существуют в выбранной сфере деятельности (области, отрасли);
- Описание положения, которого необходимо добиться на рынке.
Дальше описываются – форма собственности, юридический адрес, учредители и т.д.
- Суть предлагаемого бизнеса или характеристика бизнеса. Здесь собственно и начинается сам бизнес-план. Этот раздел должен содержать информацию о тех товарах (услугах, работах) которые предлагает предприятие будущим клиентам.
В моем случае – сфера услуг, я просто разместил в этом разделе прайс-лист с наименованием услуги и ценой. Для сферы производства товаров необходимо описание самого товара. Обычно это делают по уже известной схеме:
- Сущность товара;
- Основные характеристики товара – как реализуется товар, какую потребность удовлетворяет, спрос на товар, как будет реализовываться, на какую группу покупателей он рассчитан, каковы будут издержки производства;
- Анализ товара, – по какой цене он будет предлагаться покупателю, плюсы и минусы товара, основные отличия от схожих товаров, направления сбыта товара.
- Анализ рынка или его исследование. Целью этого раздела является убеждение инвестора в конкурентоспособности Вашего проекта при помощи привидения достаточных фактов и доводов.
Этот раздел помогает предпринимателю «увидеть» свои рынки, конечных покупателей, а также где его положение на рынке.
Следующим моментом является адекватное описание сильных и слабых сторон конкурирующих товаров, назвать производителей этих товаров, сравнить свой товар с конкурентным по цене, обслуживанию, характеристикам и другим признакам.
- Организационный план. Этот раздел подготавливается в случае создания новой фирмы.
В этом разделе составляется структура предприятия либо нужно составить штатное расписание сотрудников. Также должны быть распределены должностные обязанности с составлением хотя бы типовых должностных инструкций управленцев, а также, каким образом осуществляется взаимодействие служб, отделов, департаментов.
- Производственный план. Этот раздел составляется только для сферы производства товаров, для сферы услуг он не нужен. В этом разделе должны содержаться ответы на вопросы:
- На каком производстве будут изготавливаться товары? На новом или уже действующем.
- Насколько удобно выбрано место производства исходя из соображений доступности транспорта, подъездных путей, удаленность или близкое расположение к поставщикам, доступности рабочей силы и т.д.
- Какие производственные мощности будут использоваться? И как они будут вводиться из года в год.
- План маркетинга. Здесь описывается ценообразование, политика в области торговли, реклама, планируемые объемы продаж и пути достижения своей ниши на рынке.
Необходимо уделить особое внимание стратегии ценообразования, которая основывается на следующих методах:
- Полные затраты;
- Усредненные затраты;
- Предельные затраты;
- Стандартные издержки производства;
- Прямые затраты.
- Степень риска или потенциальные риски. На мой взгляд, этот раздел требует от предпринимателя наибольшей объективности и трезвости при его составлении, т.к. необходимо учесть абсолютно все возможные риски ни одним не пренебрегая и внести их в этот раздел. Это могут быть: несостоятельность клиентской базы, экономическая и политическая ситуации в стране, появление более сильного конкурента и т.д.
- Финансовый план. Необходим для определения эффективности предлагаемого проекта. Этот раздел должен содержать следующую информацию:
- Общую потребность в инвестициях;
- Источники финансирования;
- План доходов и расходов;
- Баланс расходов и доходов;
- Потребность в оборотном капитале;
- Срок окупаемости проекта;
- Отчет по прибыли.
Грубо говоря, в этом разделе содержатся только «голые» цифры и расчеты.
Последним пунктом финансового плана является расчет так называемой «точки безубыточности». Она рассчитывается по формуле:
Тб/у=Рпост/1-Кпер
где Тб/у – точка безубыточности;
Рпост – условно-постоянные расходы;
Кпер – удельный вес условно-постоянных расходов.
В завершении статьи добавлю, что бизнес-план следует составлять не меньше чем на два года, а лучше на пять лет, а также постоянно обновлять его и проводить расчеты в различных временных промежутках.